Измерения в образовании и психологии

Городской научно-практический семинар «Измерения в образовании и психологии: от разработки инструмента оценки до анализа данных»

Городской научно-практический семинар «Измерения в образовании и психологии: от разработки инструмента оценки до анализа данных» прошел 15 декабря 2016 г. в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №1», его участниками стали заместители директоров по научно-методической работе и педагоги-психологи общеобразовательных учреждений города Усолье-Сибирское: МБОУ СОШ № 2,3,5,6,8,10,12,13,15,16,17, Гимназии №1, Гимназии №9, МБУДО «Дом детского творчества», Санаторной школы-интерната №4. Семинар прошел согласно плану работы муниципального казенного учреждения «Информационный методический центр» г. Усолье-Сибирское, в работе приняла участие Полякова Н.А., методист Центра.

Цель проведения семинара: формирование компетенций в области измерения и оценки метапредметных УУД у обучающихся основного общего образования.

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. Разработка инструментов оценки метапредметных УУД у обучающихся основного общего образования.

  2. Осуществление исследований современными методами и технологиями.

  3. Прогностический анализ данных исследований многоуровневыми и нелинейными методами.

Важные задачи введения ФГОС решались в необычном формате Мирового кафе: в непринужденной обстановке участники, объединив знания и опыт администраторов, психологов разных школ разрабатывали критерии оценки индивидуальных образовательных проектов выпускников основного общего образования, используя дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата). Свои мысли, профессиональные идеи посетители Мирового кафе записывали прямо на скатертях и салфетках.

Каждая группа, выбрав проект, вырабатывала критерии оценки достижения метапредметных результатов с использованием психологического инструментария, направленного на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Вместе с педагогами работали члены лицейского психологического Центра Лайф-коучинга: Томилова Надежда, Анганзорова Юля, Овчиннкова Ксения, Габитов Олег, Кучур Марина. Ребята помогали участникам творческих групп выбрать форму презентации результатов работы, перевести многомерные данные в графически точные схемы: Интеллект-карты. Джафарова Алена, учащаяся 10 класса химико-биологического профиля, выступила с учебно-исследовательским проектом, который был успешно представлен на Федеральных окружных соревнованиях молодых исследователей в ноябре 2016 г. Её проект- иллюстрация успешной реализации индивидуального образовательного проекта выпускника основного общего образования. Предметом профессионального разговора стали вопросы использования инструментов оценки метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: методики и приемы, позволяющие увидеть продвижение ученика, его успехи и проблемные зоны. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте нет детальной регламентации способов достижения планируемых результатов. Разработчики предоставляют школам свободу выбора методик обучения и воспитания. Участники Городского научно-практического семинара «Измерения в образовании и психологии: от разработки инструмента оценки до анализа данных» сошлись во мнении: сама возможность выбора методик обучения и воспитания, инструментов оценки может быть реализована при условии избыточности, разнообразия педагогического «ассортимента». Главное - делать выбор не вслепую, а понимая, почему именно этот «инструмент» необходим сейчас. Как и раньше в педагогике не может быть палочки-выручалочки на все случаи жизни, поэтому необходима инвентаризация инструментов, находящихся в методическом арсенале современного учителя, проверка их на чувствительность к новым педагогическим задачам. И уже сегодня есть инструменты, которые «дружат» с ФГОС, способствуя достижению новых целей, среди них учебное исследование.

Колоссальный 25-летний опыт организации исследовательской деятельности ученика и учителя, имеющийся в Лицее №1 как никогда востребован сегодня. Обучение азам проведения учебно-исследовательской деятельности, направленной на формирование культуры научного исследования позволяет лицеистам успешно участвовать и побеждать в том числе в Региональных мероприятиях Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». По решению Совета ректоров высших учебных заведений г. Иркутска участникам и победителям «Шага…» в Приемных комиссиях - 2017 начисляются дополнительные баллы (до 7 баллов!). 16-17 февраля 2017 г. продет XXIV научно-практическая конференция для молодежи и школьников «Шаг в будущее» и XX Региональный научно-педагогический симпозиум «Кооперация в образовании: исследовательская деятельность».

Результатом работы творческих групп стал сборник «Методический дайджест» по теме семинара. Он включает теоретические материалы по заявленной теме и результаты практической работы групп. Таким образом, создан сетевой «муниципальный методический продукт», содержащий инструменты оценки индивидуальных образовательных проектов разных типов.

По итогам рефлексии были определены положительные эффекты городского научно-практического семинара: «работа способствовала закреплению чувства уверенности в своей компетентности, четкого представления об алгоритме и технологии работы (научной и практической), формированию системного представления о месте и роли измерений в области образования и психологии». Такие методические мероприятия помогают педагогам обнаружить собственные дефициты, увидеть ресурсы продвижения, осознать аксиому современного образования: цели должны быть определенными, а способы их достижения творческими. Всем гостям Вручены сертификаты участников.

Решение Городского научно-практического семинара «Измерения в образовании и психологии: от разработки инструмента оценки до анализа данных»:

1. Опубликовать материалы творческих групп в сборнике «Методический дайджест. Измерения в образовании и психологии: от разработки инструмента оценки до анализа данных».

2. Реализовывать на муниципальном уровне систему мероприятий, направленных на формирование компетенций в области измерения и оценки метапредметных УУД у обучающихся основного общего образования.

3. По итогам проведения Городского научно-практического семинара «Измерения в образовании и психологии: от разработки инструмента оценки до анализа данных» объявить благодарность за высокий уровень организации и качественную подготовку:

-Соколовой Э.Э., директору МБОУ «Лицей №1»;

-Пугачевой С.Н., заместителю директора по УВР;

-Вараксиной Е.В., педагогу-психологу;

-Гавриш Т.И., учителю технологии;

-Косинцевой И.С., исполнительному директору Координационного центра Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», учителю физики;

-Баевскому А.А., педагогу-организатору;

-Макрецкой Н.В., учителю русского языка и литературы;

-Назаровой М.В., заведующему библиотекой;

-Соколову А.В., инженеру.