Научно-исследовательская работа в лицее является одним из этапов развития творческого мышления школьника. Творчески подходить к науке, внедряя все более глубинные познания того или иного предмета – это главная цель учителя.
Основные этапы исследовательской работы:
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
- Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- Определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
- Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
Дневник исследователя (скачать)